Развитие охранного бизнеса

Выступление генерального директора ООО «ЧОП «Кобальт» Сергея Александровича Филина на парламентских слушаниях.

РАЗВИТИЕ ОХРАННОГО БИЗНЕСА КАК СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ в УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ в ВТО

Уважаемые господа!

Как представитель одной из региональных Торгово-Промышленных Палат – ТПП г.Жуковского, Московской области – прежде всего, хочу отметить, что после вступления России в ВТО «региональный аспект» станет ключевым качественным параметром по которому можно будет судить об успехе или не успехе пребывания России в этой международной организации. Это очевидно и справедливо по всем без исключения качественным направлениям экономической деятельности. В том числе, и в сфере отечественного охранного бизнеса.

Именно региональный аспект позволит достоверно оценивать ситуацию и делать правильный прогноз в отношении перспектив тех или иных сегментов охранного рынка.

Таким образом, после официального вступления России в ВТО роль и место региональных ТПП неизмеримо возрастет. Возрастет и ответственность этих организаций. Они станут гарантом и механизмом обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности в регионах. К этому мы должны быть принципиально готовы, особенно на местном муниципальном уровне.

Пока же, если говорить о качественных аспектах ситуации, с уверенностью можно сказать одно – членство России в ВТО в разы увеличит и без того гигантскую пропасть между «бедными»-дотационными и «богатыми» регионами-донорами. Хотя и без этого очевидно, что многие внешне благополучные регионы балансируют на грани социального взрыва. Это ярко и наглядно продемонстрировали события в карельской Кандопоге.

А сколько подобных событий в российской глубинке были списаны на «бытовые» конфликты и не были приданы публичной огласке?

Если говорить о развитии охранного бизнеса в условиях вступления России в ВТО в целом, то необходимо отметить, что из тех издержек и проблем, с которыми обычно сталкиваются государства, принимаемые в ВТО – такими как: снижение таможенных тарифов на импорт, отказ от субсидирования экспортно-ориентированных отраслей экономики, – неприятным именно для отечественного охранного бизнеса станет открытие для иностранных компаний национального рынка услуг.

Это как раз тот вопрос, который государство может, должно и обязано тщательно изучить, детально отработать и найти единственно верное его решение.

Поскольку, если говорить политическим языком, то вступление страны в ВТО означает направленность государственной экономической политики на полную и безоговорочную открытость национальной экономики. Однако, с точки зрения государственных интересов, открытость в сфере экономической безопасности, пусть даже в области коммерческих услуг – предприятие весьма сомнительное.

Вероятно поэтому процесс вступления России в ВТО объективно замедлился. А на самом высоком уровне было заявлено о том, что скорейшее вступление в ВТО на любых условиях для России неприемлемо.

Теперь наша задача не упустить и правильно использовать предоставленное время.

Для этого более чем миллионному охранному бизнес-сообществу необходимо иметь четко обозначенную и всем понятную концепцию развития и программу действий. А не набор разрозненных пожеланий и представлений. Национальная концепция развития системы коммерческих услуг в области безопасности должна включать в себя несколько принципиальных и взаимоувязанных позиций.

Остановлюсь лишь на трех – главных из них.

Во-первых, в рамках внутреннего национального законодательства должны быть точнее и подробнее расписаны аспекты и критерии предоставления услуг в области безопасности и охраны для различных отраслей, технологических циклов и территориальных звеньев национальной экономики. Это сегодня важнейшая задача. Тот единственный случай, когда бюрократия должна и обязана защищать национальные интересы.

Во-вторых, необходимо законодательно обеспечить приоритетное взаимодействие отечественного охранного бизнеса с национальным страховым рынком и его ведущими структурами. Более того, следует продумать комплекс протекционистских мер в отношении отечественных страховых компаний, одновременно ограничив деятельность в России иностранных страховых игроков и их капитала.

За это охранное сообщество может и должно бороться совместно со страховщиками. Поскольку польза от ситуации – очевидна. А вред – может существенно подорвать национальный страховой рынок и уничтожить значительную часть национального охранного сообщества.

В-третьих. Когда первые две позиции будут отработаны, у отечественного охранного сообщества появятся новый профессиональный облик и значительные финансовые потоки такого масштаба, о которых пока приходится только мечтать.

И только после этого можно будет вести не политизированный – как сегодня, а сугубо деловой, профессиональный разговор о лицензировании, сертификации и стандартизации охранного рынка и деятельности в области негосударственной безопасности.

А так… пока всего этого нет… Что мы собираемся лицензировать, сертифицировать и стандартизировать? «Крышевание» местных ОПГ современного типа, экономический криминал, чиновничью коррупцию, бандитизм?

Словом, законодательная и правоприменительная отработка территориально-отраслевых аспектов системы негосударственной безопасности совместно с национальным страховым сообществом – хотя и многотрудный, но на мой взгляд, единственный путь развития национальной индустрии безопасности.

Так или иначе, но для того чтобы России де-факто и де-юре именоваться цивилизованной страной нам все равно придется его пройти. Только после этого станет возможна деятельность системы негосударственной охраны, основанная на новых принципах. Когда предоставление надежных и гарантированных услуг в области коммерческой безопасности будет осуществляться по «пакетному» или программному принципу. Что будет способствовать более глубокой специализации на рынке охранных услуг.

А не в форме разрозненного набора или отдельных элементов плохо взаимно увязанных услуг. Как это принято зачастую сегодня. Таким образом нарушаются практически все возможные принципы саморегулирования системы национальной коммерческой безопасности, как сектора экономики.

С одной стороны, громко не заявлять об этом охранное сообщество не имеет права. С другой, политизация вопросов негосударственной охраны и безопасности приведет к одному – к существенному ограничению, блокированию или даже ликвидации всей системы, всего рынка, всех предприятий и организаций по предоставлению коммерческих услуг в сфере безопасности. Сегодня эта ситуация капкан – ловушка для отечественной охранной индустрии. Многие – если не все, сегодня это уже поняли.

Кому будет от этого выгода в итоге, тоже не надо долго гадать. Пока зарубежные игроки на рынке безопасности, действуя по плану, только присматривались, собирали информацию и изучали условия.

Теперь ситуация кардинально меняется. Вопрос о деятельности зарубежных страховых компаний на отечественном рынке – дело практически решенное. Не за горами и разрешение вопроса о деятельности иностранных компаний в области охранного бизнеса. В итоге, выдержать подобную конкуренцию со стороны российских охранных бизнес-структур – смогут единицы.

Словом, как я уже не раз говорил и заявлял в прессе, национальному охранному сообществу стоит бороться за свои права, а в некоторых случаях, быть может и «показывать свои зубы». Чтобы, в конце концов, с точки зрения темы негосударственной охраны законодательное поле нашего государства, после вступления России в ВТО, не превратилось бы в социально-экономический порок или искушение нашего государства проблемами безопасности.

Спасибо за внимание. У меня все. Если есть вопросы, могу на них ответить.

Прокрутить вверх